Не хотелось бы с первых же слов давать повод для срача, но мнение требует выражения: я, в отличие от автора "Праха Судьбы", не считаю Dragon Age "самой великой РПГ всех времен и народов". При всех её достоинствах у BioWare есть проекты гораздо лучше. Однако есть у неё одно неоспоримое преимущество: отлично проработанный мир, а значит, и простор для фантазии. Что ещё нужно хорошему фанфику от первоисточника?
Итак, начнём с достоинств. Первое - язык и стиль. Они не совсем идеальны, однако на фоне прочего фанатского творчества вполне хороши. Стилистика и особенности мира выдержаны почти идеально как в диалогах, так и в описаниях. Почти никогда не возникает ощущения перебора и "попадания не туда", почти всё и всегда на своём месте. Опять же, баланс между повествованием и разговорами отлично выстроен на протяжении всей повести.
Второе - грамотность. Отмечаю, что при прочтении моему внутреннему граммар - наци не хотелось расстрелять автора или самому выброситься в окно от безысходности. За это - большое спасибо, хотя парочка пунктуационных и не только ошибок таки присутствует. Примеры:
"молодая хорошо одетая дворянка, негромко засмеялась, перебирая безделушки, разложенные на прилавке торговца..." - первая запятая явно не к месту; "орзамарсские гномы" - зачем с двумя "с"?
Третье - персонажи. Автору удалось не только отлично прописать главную героиню и отдельных второстепенных персонажей, но и не испортить уже выдуманных сценаристами героев, от Морриган до Винн. Отдельно хочется отметить Алистера - придумать столько шуток в его стиле смог бы не каждый. Я бы точно не смог.
Четвёртое - в повести есть идея. Причём она продолжает идею самой игры - о сложности выбора и его последствиях, порой непоправимых. Лично мне это кажется большим плюсом, хотя вполне возможно, что я это всё надумал и ничего такого автор не планировал.
Ну а теперь о недостатках. Первый - чувство вкуса и меры автору иногда всё - таки изменяет. Редко, но это портит впечатление, хоть и несильно.
Примеры:
"Может с Вами эти белые братья и вели себя как обычное быдло..." - думаю, слово "быдло" в фэнтезийном приключении всё - таки неуместно;
"Картахан, стиснув кулаки, вскочил на ноги.
- Клянусь кровью Создателя - выбора у меня нет! И поэтому я рискну!" - зачем ему столько дешёвого пафоса в разговоре с собой, в самом деле?
Второй и главный - сюжет. Нет, поймите правильно, он неплох... но не более. Никаких особо неожиданных поворотов и чего - то, что заставляло бы читать залпом, здесь нет. Зато он по большей части довольно предсказуем (нападение разбойников, спасение из плена, хэппи - энд), порой встречаются совсем странные вещи (королевская чета, вдвоём путешествующая по своему королевству), а уж идея исполняющего желания шара настолько откровенно украдена сами-знаете-откуда, что попахивает уже не просто данью уважения.
Итог: если оценивать "Прах Судьбы" как фанфик, получаем вполне достойное творение. Пусть форма в нём порой преобладает над содержанием, многое в повести заслуживает положительной оценки. И если уж давать её произведению в целом, не размениваясь на отдельные пункты, то я дам 8 из 10. Не эпик, но вин.
Fan-fiction – направление такое, вполне себе хитрое, чтобы не знать, как к нему относиться. Почему-то всегда мы натыкаемся на очень невысокой пробы поделки, а за настоящими жемчужинами, которые действительно развивают отдельно взятый выдуманный мир, приходится побегать. Некоторые вещи, однако, сами прыгают в руки. Мне вот в этот раз «прыгнула» мега-повесть «Прах судьбы», читать про которую многие посетители этого блога уже явно откровенно утомились. Но я все же попробую, в назидание подрастающим поколениям критиков и рецензентов, без особых пристрастий разобрать, что из себя представляет данная работа.
Называть «Прах судьбы» повестью – сильно недооценивать: объем в десять с небольшим авторских листов вполне позволяет характеризовать произведение как роман. Сюжет достаточно крепко привязан к строго определенным событиям в игре, что в некотором смысле лишает его самостоятельности в виду постоянных отсылок к тому, какой выбор героиня сделала в прошлом. Согласие на ритуал Морриган, решение в пользу оборотней в Бресилианском лесу и, наконец, главная «ошибка» - осквернение праха Андрасте – все это и многое другое нашло отражение в книге в достаточно неоднозначном виде. Через ряд авторских допущений главная героиня – Элайн Кусланд – стала обладательницей страшного женского горя: она не сможет иметь детей. По-настоящему за решение своей проблемы героиня берется только со второй половины книги, в первых же двух частях нас знакомят со всей глубиной проблемы, намеренно окружая молодую королеву счастливыми матерями, настоящими или будущими, и вызывая тем самым у несчастной Элайн бури ненависти.
Надо сказать, что если оценивать книгу с этой стороны, то ряд эпизодов позволяет отнести «Прах судьбы» к достаточно обидной ныне категории - дамский роман в фентезийном антураже. Глубине характеров именно женских персонажей уделяется наибольшее внимание со стороны авторов в то время, как персонажи-мужчины оставлены практически без каких-либо изменений: Огрен – все тот же дерзкий пьяница, Алистер все так же язвит и даже не делает попыток стать менее инфантильным, несмотря на трон под своим королевским филе. Персонажи-женщины, в свою очередь, самозабвенно предаются сладкой рефлексии или строят свои исключительно-женские козни. С этой точки зрения наиболее показательна часть «Сестра Его Величества», в которой авторы неосознанно высмеивают идеалы и принципы сразу всех конфликтующих сторон, а особо запущенный читатель рискует надолго остаться с размышлениями, кто прав, а кто виноват.
По прочтении становится несколько жаль, что таки сестра Его Величества, Голданна, отнюдь не ключевая фигура книги, оказалась наиболее хорошо прописанным персонажем, по нескольким фразам которого можно легко прочитать всю ее жизнь. Такой глубины не хватило Элайн. Она кажется объемным героем, пожалуй, в большей степени за счет постоянной рефлексии, хотя надо отдать авторам должное за то, что они не совершили типовой ошибки, именуемой в определенных кругах «отрыванием ноги». Слава Андрасте! Элайн в равной степени ярко умеет как страдать, так и радоваться, и с не меньшим успехом она и шутит, и пылко любит. Эмоциональная, яркая героиня, но не без своих недостатков. В ее отношении действует забавное «хотя»: хотя авторы достаточно изящно вписывают в текст флешбеки, во многом не покидает ощущение, что по кустам расставлено много-много роялей. Из ближайших, буквально под рукой лежащих примеров для сравнения вспоминается главным образом «Полураспад» Зоричей, где в момент, когда герой попадает в особо безвыходную ситуацию, тоже делается небольшой флешбек. Вот персонаж сейчас сидит посреди лесной поляны одинокий, неприкаянный, обворованный, и не знает, куда ему податься. Герой в полной заднице. И авторы решают сделать финт ушами: вот, помнится, был такой случай, что герой в Зоне у нас вдруг обрел дар экстрасенса и телепата! И герой, вспомнив о том, что он телепат, резко воспрял духом и на раз-два решил свою проблему. Почти так же дело обстоит и в «Прахе», разве что более тонко. «Квента» Элайн нам поведала о том, что она за человек, и уже не так дисгармонично выглядит эпизод, когда королева, осквернив прах Андрасте, испила драконьей крови и обрела прямо-таки исполинскую для женщины физическую силу и способность впадать во всеуничтожающую ярость. Двоякие остаются ощущения. С одной стороны, отлично вынесено за скобки то, что не играет на основные конфликты книги, с другой же по-прежнему чего-то не хватает в образе главной героини. У нее словно не было ни детства, ни юности, а есть лишь то, что было показано нам, начиная с точки входа в игру за «знатного человека».
Отсель начиная, стоит поговорить и про композицию. Она неоднозначна настолько же, насколько и все остальное. Глядя с одной стороны, мы видим, что история состоит из нескольких отдельных, но все же какой-то мыслью связанных между собой повестей, как мы уже видели у пана Сапковского или Пехова, к примеру. С другой – есть что-то, что пытается быть цельным и не дробиться на отдельные части. Однако пролог при этом очень сильно выпадает из общей картины, будучи написанным явно для того, чтобы удовлетворить собственное желание мужской части этого писательского тандема пояснить, отчего же Элайн и Морриган так сильно внешне похожи, что прямо-таки один в один. Для этого было выбрано интересное, но сильно недоработанное технически и логически допущение, и по окончании этой «объяснялочки» тема похожести Элайн и Морриган больше нигде не поднимается и вовсе, да и сама Морриган всплывает исключительно эпизодически, все в тех же флешбеках. Фактически, пролог повис в воздухе и мало о чем рассказывает. Он бы куда больше подошел для новой истории, чем для этой. Часть первая – «Сердце настоящей королевы» - тоже в некотором роде висит в воздухе, однако, это весомая часть экспозиции. Экспозиции, которая занимает, простите ради Бога, почти половину всей книги! Начиная с «Сестры Его Величества», в тексте начинают мелькать уши Великого Господина Ворона, малефикара Картахана. У него свои взгляды на то, как должна складываться судьба короля и королевы Ферелдена, но взгляды эти были несколько замяты, потому как далее полноценно Картахан всплывает только в самом конце «Праха». Две последние части – «Зубы волчицы» и «Справедливость достойных» было бы вернее объединить в одну, поскольку сюжетно они – одно целое, и такое чувство возникает, что вся первая половина книги была написана исключительно ради того, чтобы подступить к этим двум частям. Этакая затянувшаяся завлекательная «объяснялочка» на сотню страниц – во имя еще сотни вполне бодрого и динамичного мордобойчика, приправленного интересными мыслями и моралями, которые пересказу в вольной интерпретации не поддаются.
Имеем мы перед собой в результате достаточно приличный пример фентези, которому лишь чуть не хватает самостоятельности. Это такая вещь, которую бы хотелось видеть адаптированной в том числе и для тех, кто не играл в Dragon Age, потому что литературно она все же представляет ценность. Написана технично, не без юмора, кинематографично, с динамичным развитием событий, без провисаний сюжета. Буквально вопит о том, что надо бы подызбавиться малость от низовой лексики, убрать торчащие «хвосты» и завершить незавершенные арки. Посокращать все диалоги, простите, раза в два-три... Немного сместить баланс так, чтобы присутствовали не только бесконечные сияющие эго героев, но и прекрасный игровой мир тоже просматривался не на уровне знакомых игравшим имен локаций и персонажей.
Нужно всеми средствами избавлять «Прах судьбы» от участи быть названным антуражным фентези. А для этого еще надо работать, работать, работать. Потому что на одних только психологической достоверности и рефлексии далеко не уедешь.
Начал читать. Написано неплохо. Однако. Никогда сам лично не видел ГГ СС на месте короля или королевы. Во-вторых, личность королевы Элайны у меня не вызывает симпатий, садистка, эгоистка и тиран в перспективе, Хоу в квадрате, Логейн и то лучше был.
Судя по всему, наставления Винн о том, что страж должен служить людям, прошли мимо ушей стража-королевы. Ее личные проблемы для нее более важны, чем дела королевства и стражества в Амаррантайне. И достойна ли он быть королевой? Анора во сто крат лучше как королева.
Автор, видимо думает, что ее действия, поступки, самодурство, истеричность, кровожадность - это признаки истинной королевы. Какое интересное заблуждение. Про убийство Аноры - у меня просто слов нет. Грязный, мерзкий поступок.
Неплохо написано, антиутопический главный герой хороший шаг в сторону от классических канонов. А если учесть, что книг по вселенной всего три, и те написаны Гейдером, это произведение как приятная плюшка к его книгам. Спасибо авторам за то, что дали снова окунуться в мир Века Дракона...
Прочитала давно и комментировать не планировала. Но кратко все же отмечу: понравилась только форма, содержание же разочаровало. У DA пафосно-эпический сюжет, это история пресловутого спасения мира... так каким же образом мир могла спасти такая женщина? Элайн - не героиня и даже не истинный лидер; она всего лишь тиран, добивающийся своего капризами, угрозами и бессмысленной жестокостью. Она заслужила все горести, выпавшие на ее долю. Мне жаль только Ферелден в версии авторов - судя по отдельным упоминаниям, \"их\" Кусланд во время борьбы с Мором натворила немало бед. Могу одобрить только ее поступок с Прахом - в силу собственных взглядов на религию... А учитывая мое негативное отношение к Алистеру и, напротив, слабость к Натаниэлю Хоу... что ж, думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Я долго ржал, увидев авторов этого высера за Зимней Фандомной Битве. Ребят, вы серьезно считаете, что ЭТО роман? Господи, да даже сумерки были веселее написаны
Уважаемые посетители,
Убедительная просьба писать в комментариях только по делу и соблюдать правила хорошего тона: не используйте мат, угрозы и оскорбления, подобные сообщения будут удаляться, а при повторных нарушениях пользователь может быть забанен и у него не будет доступа на сайт.
На сайте не обсуждаются проблемы пиратских версий, а также запрещены ссылки на торренты и другие источники получения нелегальных копий игр.
Разработчик: BioWare Издатель: EA Games Локализация: русский текст Жанр: Action-RPG Дата выхода:
- Мир: 18 ноября 2014
- РФ: 20 ноября 2014
- Европа: 21 ноября 2014 Официальный сайт: DragonAge.com
Опрос
Какой спутник из Dragon Age: Инквизиция понравился вам больше всех?