В данном разделе собрана вторая часть записей из раздела кодекса "Культура и история". Обратите внимание, что некоторые записи отличаются в зависимости от происхождения вашего персонажа, а некоторые и вовсе можно получить лишь при определенном происхождении.
Dragon Age: Начало
Кастовая система в Орзаммаре включает немало привилегированных групп: прежде всего это знать и воины, в меньшей степени — торговцы, кузнецы и шахтеры. Традиция устанавливает в гномьем обществе четкую иерархию . Однако же здесь, как в любой культуре, где есть высший класс, существует и нижний. Эти несчастные, так называемые "неприкасаемые", считаются потомками преступников и прочего сброда. Их презирают с первого дня основания Орзаммара. С давних пор поселились они в месте, которое называется "Пыльный город" — ветхих руинах на самой окраине общинных территорий Орзаммара.
Орзаммарское общество считает этих енприкасаемых ниже, чем даже каста слуг (и в самом деле, неприкасаемым не разрешено становиться слугами, поскольку это чересчур почетная для них должность). К ним относятся немногим лучше, чем к животным, и еще с рожденья клеймят их лица, дабы пометитьотверженных детей королевства. Район, в котором они живут, сущие трущобы, является приютом для преступности, организованной и не очень. Орзаммарские стражники, судя по всему, не очень-то стремятся патрулировать его улицы. Лучшее, на что может надеяться лишенный касты гном, — это жизнь на службе у главаря местных бандитов, жизнь, которую обрывает либо убийство, либо злоупотребление ядовитым лишайным элем.
И все-таки для неприкасаемых есть надежда, веревка, по которой они могут вскарабкаться в более высокие слои орзаммарского общества. Поскольку каста гнома определяется по родителю одного с ним пола, то мальчик, зачатый от знатного отца, считается принадлежашим к отцовскому дому. Странно, но для неприкасаемых женщин считается вполне приемлемым обучаться придворным искусствам, дабы верней заманивать знать и воинов. Учитывая низкий уровень рождаемости у гномов, появление на свет ребенка от подобной связи считается радостным событием. Мать и все ее семейство становятся членами касты, к которой принадлежит дитя — дабы не запятнать его происхождение
Гномы, которых мы встречаем наверху, также считаются лишенными касты с той минуты, как покинули Орзаммар — хотя касается это только вернувшихся назад... если им вообще разрешают вернуться назадl. Гномы, которые уходят наверх ("солнцем тронутые", как их часто называют за глаза), теряют связь с Камнем и лишаются благоволения предков, а потому достойны только жалости, ибо они, умирая, не возвращаются в Камень. С этой точки зрения их существование воистину печально.
--Из книги "Каменные чертоги гномов",
написанной братом Дженитиви, церковным ученым.
Посещающим Орзаммар следует помнить, что иерархия гномьего общества куда сложней нашей собственной. Легко нанести серьезное оскорбление гному одним неверным определением его положения. Поскольку это может привести к потере руки, ноги, а то и жизни, я попытаюсь снизить эту опасность для своих собратьев-путешественников.
Общество Орзаммара делится на знать, воинов, кузнецов, ремесленников, шахтеров, кузнецов и слуг. Сейчас вы, несомненно, скажете себе: "Подобное деление есть и у нас". Это опаснейшее заблуждение. Безусловно, у нас тоже есть знать, ремесленники, торговцы, которые наследуют положение в обществе от родителей. Однако младшие сыновья дворян частенько становятся ремесленниками либо солдатами. Сын торговца может вступить в армию, стать слугой или наняться учеником к кузнецу. Все это свободный выбор. Ограниченный, быть может, обстоятельствами рождения, но все же выбор.
Однако же то, что многие люди выбирают, гномы получают с рождением. Никто не может стать кузнецом, если не родился в касте кузнецов. Слуга, который женится на знатной женщине, сам никогда не станет знатным. Хотя его дочери будут знатными дамами, сыновья останутся слугами, ибо дочери наследуют касту матери, а сыновья — касту отца. /left]
[right]--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Гномы Орзаммара не похожи на своих сородичей, которых можно встретить в большинстве человеческих городов. Хотя Орзаммар наживает огромные богатства на торговле с королевствами людей, все гномы, которые отправляются наверх, чтобы заняться этим делом, лишаются положения в обществе. Гномы-торговцы стали настолько распространенным явлением в городах людей, что у многих людей сложилось впечатление, будто вся эта раса поклоняется выгоде и прибыли. Однако наземные гномы — нетипичное явление. Они согласны разорвать все связи со своим народом и пожертвовать рангом, дабы успешно вести дело.
Гномы же, живущие под землей, одержимы честью — своей собственной и своей семьи. У большинства знатных гномов кольчуга составляет непременную часть даже парадных одеяний, ибо мимолетное оскорбление часто приводит к бою не на жизнь, а на смерть.
Эти гномы почитают совершенство и стремятся достичь его во всем. Даже члены касты слуг иногда объявляются Совершенными, как правило, посмертно — в качестве признания за безупречную службу. [/right]
[right]--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.[/right]
[left]Уже не осталось в живых гнома, помнящего, какими были прежде Глубинные тропы. То была сложная сеть туннелей, соединявших тейги. По чести говоря, неверно было бы называть их туннелями: это подлинные произведения искусства. Геометрия их стен отражает столетия тщательного планирования, изваяния Совершенных надзирают за путниками изваяния Совершенных, а потоки лавы обеспечивают Глубинным тропам тепло и свет. Обитатели верхнего мира толкуют об Имперском тракте, построенном магистрами древности. Эта насыпная дорога, которая тянулась на тысячи миль могла быть создана только магией. Вероятно, ее можно сравнить с Глубинными тропами, хотя нам, гномам, магия не понадобилась.
Впрочем, сейчас это не важно. Теперь на Глубинных тропах правят порождения тьмы. Когда Орзаммар запечатал выходы на Глубинные тропы, бросив все, находящееся там, на произвол судьбы, мы навеки отдали былое королевство черным тварям. Подумать только, в Бонаммаре теперь кишат генлоки, разбивают наши статуи и оскверняют величайшие плоды нашего труда! Все, что мы возвели там, теперь во власти распада и тления. Всякий гном, которому случается выйти на Глубинные тропы и благополучно вернуться оттуда, рассказывает, что с каждым годом дела становятся все хуже и скверна расползается все дальше.
А наземники считают, будто порождения тьмы исчезли, только потому, что они не вылезают в верхний мир? Ха. Когда-нибудь Орзаммар окончательно падет, и наверху узнают, как сильно они ошибались. Порождениям тьмы больше некуда будет деваться, и они двинутся наверх. И начнется у наземников Мор, которому не будет конца.
--Запись разговора с гномом из касты шахтеров,
8:90 Благословенного века.
Гномы славятся как искусные ремесленники, и город Орзаммар — одно из их прекраснейших произведений. Орзаммар расположен глубоко под землей, в самом сердце Морозных гор. Город, изгибаясь дугой, отходит от королевского дворца, выстроенного вокруг природного выхода лавы. Расплавленный камень, непрерывно извергающийся оттуда, и освещает, и обогревает всю пещеру.
Верхний ярус Орзаммара отдан касте знатных гномов, чьи дворцы высятся рядами по обе стороны от королевского двора, а также Хранителям, которые ведают сбережением гномьих знаний.
Нижний ярус — это Общинные залы, где господствует каста торговцев и выставляются на продажу наилучшие произведения орзаммарских ремесленников. В центре лавовой реки, располагается арена Испытаний, соединенная дамбой с Общинными залами. Это священное место, где гномы по древней традиции улаживают споры.
На одном берегу огненной реки находятся развалины старинных гномьих дворцов, давно обветшавших и пришедших в негодность. Жители Орзаммара называют это место Пыльным городом; там обитают неприкасаемые гномы. На другом берегу реки начинаются Глубинные тропы, некогда соединявшие самые отдаленные уголки обширной гномьей империи. Но сейчас, после многих веков, омраченных нашествиями порождений тьмы, они по большей части запечатаны. Почти все сведения об этом лабиринте подземных туннелей в наши дни утрачены даже для их создателей.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
1155 год Тевинтерской империи войдет в историю как год мучительных решений, но колебаться мы не можем. Грозящая опасность велика как никогда. Если мы будем уничтожены, исчезнут все следы величия предков. Орзаммар должен выстоять, и выстоять в одиночку. Хормак, Кэл Шарок, Гундаар — мы потеряли связь с этими городами, и должны заключить, что они пали под натиском орды. Мы должны закрыть самое слабое звено в нашей обороне: Глубинные тропы, которые ведут к погибшим братьям. Я уже повелел лучшим подрывникам заложить заряды. Участь братьев послужила нам предостережением, и я знаю, что Камень обнимет их. Только благодаря им нам удалось выжить, и мы не забудем этого.
--Из воззвания верховного короля Тристона.
200 лет! Кэл Шарок жив, вы, забытые Камнем глубинные лорды. Нет ненависти страшнее, чем ненависть брата, вцепившегося тебе в горло!
--Надпись на стене, автор неизвестен.
"Да, Камень приветствует тебя, друг
"Ты будешь без перерыва сражаться
В Легионе Мертвых"
— девиз Легиона Мертвых.
Легион принимает всех.
Так сказал мне один из легионеров, гном, молча ожидавший, пока к выходу на Глубинные тропы соберутся другие легионеры из его отряда. Они подходили неспешно, облаченные в прочную броню и превосходно вооруженные, разрисованные мрачными узорами, которые нанесли прошлой ночью на своих похоронах.
Да, такова суть Легиона. Все его воины — мертвые. В Легион может вступить любой гном, если он готов добровольно отречься от всего, что имеет. Похоронный обряд проводится всерьез: рекрут прощается с родными, близкими и любимыми, раздает наследникам имущество и произносит последнее слово. После этого все кончено. Новый легионер выходит на Глубинные тропы и больше не возвращается. Легионеры бьются с порождениями тьмы до последней капли крови, нещадно поражая чудовищ, которые отняли у них почти всю древнюю родину .
Многие вступают в Легион, чтобы очистить репутацию. Преступники вступают в Легион, чтобы избежать наказания. Опозоренные вступают в Легион, чтобы из-за них не пострадали дома и семьи. Банкроты вступают в Легион, чтобы им простили долги. Очень немногие вступают в Легион ради славы, но Легион принимает и таких.
Отряд надеется добраться до легендарной крепости Бонаммар, которая некогда служила пристанищем Легиону и связана с величайшим из гномьих Совершенных. Бонаммар — священное место, и его потеря стала самым тяжелым ударом по гномьему королевству за последние годы. А его освобождение станет знаком грядущей победы для всего Орзаммара. Однако же, освободят Бонаммар или нет, всем этим воинам суждено погибнуть на Глубинных тропах. Печальная мысль, и я теперь понимаю, почему гномы говорят, что атака Легиона в бою — самое страшное в мире зрелище. Им больше нечего терять.
--Из книги "Каменные чертоги гномов",
написанной братом Дженитиви, церковным ученым.
Никогда Совет не провозглашал Совершенного так единодушно, как в случае с Совершенным Эдуканом. Ни одного голоса против, и только один воздержавшийся. Его заслуги были неоспоримы, благосклонность к нему Предков очевидна.
Однако семейные предания гласят, что самого Эдукана раздирало беспокойство. Склонный к приступам меланхолии и неуверенности в себе, вечно неудовлетворенный достижениями в защите Орзаммара, он умер, проклиная себя за неспособность спасти внешние тейги.
Перед тем, как стать Совершенным, он ничем не выделялся. Хроники говорят, что он не выступал на Испытаниях и не искал случая возвыситься в касте воинов. Большую часть жизни до первого Мора он провел в мелких стычках на Глубинных тропах, очищая их от наземных бандитов, а также наслаждаясь тихим семейным счастьем с женой и дочерьми.
Когда начался Мор, в Орзаммаре вовсю шла ожесточенная война между домами. Каста воинов завязла в этих распрях, ибо, когда разнеслась весть о нападениях, каждый великий дом потребовал, чтобы армию отправили на защиту его тейга. Никто не хотел пожертвовать владениями ради безопасности остальных. Совет так глубоко погряз в раздорах, что порождения тьмы незаметно подобрались к самым воротам Орзаммара.
В наступившем хаосе Эдукан без особой охоты взял на себя командование армией. Он заручился помощью касты шахтеров, которые обрушили тоннели, и воззвал к касте кузнецов, которые обеспечили воинов оружием. В то же время, Эдукан полностью пренебрег Советом и знатью. Под его предводительством Орзаммар был спасен от уничтожения. И за это нарушение субординации он был объявлен Совершенным.
И все же сам он всегда считал, что потерпел поражение.
--Из книги "История Эдукана: Совершенного, Короля, Миротворца",
написанной ученым Гертеком.
Изучая гномов, я убедился, что строение их общества не более гибко окружающий их камень. У каждого гнома, от самого последнего слуги до короля Орзаммара, имеется своя каста, постоянное место в обществе, которое диктует, что и как ему делать. Однако гномы, при всей своей гордости и упрямстве, оставили лазейку, позволяющую даже самому низкорожденному гному обойти кастовую систему и достичь величия. И это восхищает меня. Всякий гном, совершивший нечто удивительное и важное, может быть провозглашен Совершенным, и тогда поднимется выше всех прочих.
Совершенный, по сути, становится живым предком. Каждое его слово свято; другие гномы почитают его, как бога. Семья Совершенного — те, кого он возвысил вместе с собой — превращается в новый знатный дом. В самом деле, почти каждый знатный дом у гномов может проследить свое происхождение до основателя-Совершенного. Правда, избрание Совершенного происходит редко. Будучи в Орзаммаре, я узнал, что за многие поколения было только одно подбное событие: женщина-кузнец Бранка была отмечена высшей честью за изобретение бездымного угля.
За все пребывание в городе мне довелось увидеть Совершенную Бранку лишь единожды, и встреча оставила у меня странное впечатление. Окруженная членами своего дома, эта раздражительная женщина была разряжена в пух и прах и увешана драгоценностями. Ей явно оказывали больше почестей, чем высшей знати и даже, быть может, королю. Однако, похоже, это не доставляло Бранке никакого удовольствия. Тяжело, оказывается, быть живой легендой.
Статуи Совершенных стоят по всему Орзаммару, но больше всего их в Чертоге Совершенных, через который проходят все прибывшие в Орзаммар из верхнего мира. Дух захватывает, когда видишь эти великолепные творения из камня, словно подпирающие плечами свод. Думаю, их поставили здесь специально, чтобы впечатлить чужеземцев, идущих в Орзаммар. Также этот чертог должен напомнить гномам, которые отправляются наверх и навсегда покидают своих собратьев, обо всем, что они оставляют.
--Из книги "Каменные чертоги гномов",
написанной братом Дженитиви, церковным ученым.
Как ни опасно ошибиться в кастовой принадлежности гнома, куда опасней ошибиться в его связях со знатными домами Орзаммара. Все в этом городе с кем-то связаны — кровным родством или устным соглашением. Дворяне не занимаются коммерцией, ибо это дозволено лишь торговцам. Но знать оказывает покровительство торговле. Знатные гномы вкладывают деньги в магазины и мастерские ремесленников, а взамен получают как долю прибыли, так и солидный кредит.Торговцы и воины также извлекают пользу из служения влиятельному покровителю.
Относительная власть каждого дома весьма переменчива. Как правило можно безопасно заключить, что самым влиятельным является дом, представитель которого восседает на троне, но ступенькой ниже начинается неразбериха. Дома заключают союзы друг с другом посредством брака. Они зарабатывают почет и уважение, когда верные бойцы или сами члены дома побеждают на Испытаниях. То же происходит, если ремесленник, которому покровительствует данный дом, становится модным или популярным, или если торговец, в дело которого вложены деньги дома, богатеет. Степень власти, приобретенной этими достижениями, настолько неясна даже для самих гномов, что знать нередко бросает друг другу вызов на Испытаниях с целью решить, чьи кузнецы мастерят лучшие пряжки для поясов или чьи слуги лучше воспитаны. Но и торговцы нередко спорят, чей знатный покровитель завоевал больше популярности, потому что успех покровителя — успех и его подопечного.
Нагляднее всего это видно в Совете, где собираются деширы, представители всех знатных домов. Хотя Орзаммаром формально правит король, избирает его Совет, так что короли вынуждены постоянно трудиться, зарабатывая поддержку деширов. Непопулярный король может обнаружить, что Совет не считает его наследника достойным трона. В таком случае власть переходит к другому дому.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Валос атредум. В 23-м году правления короля Рагнана Эдукана старик из касты слуг был обвинен в краже кольца с сапфиром у своего хозяина лорда Дейса. Слуга был лишен места, его с семьей вышвырнули на улицу, и вскоре старик умер.
Сын опозоренного слуги вызвал лорда Дейса на Испытание, заявив, что его отец стал жертвой жестокой несправедливости и что предки станут свидетелями его правоты. Лорд Дейс вынужден был принять вызов.
На священном камне арены Испытаний знатный гном сошелся в бою с юношей-слугой. Лорд Дейс был вооружен мечом, который сковал собственными руками, и облачен в доспехи прадеда. У юного слуги не было ни оружия, ни доспехов. Когда бой начался, мальчик сражался, точно стая разъяренных глубинных охотников. Бросившись на ошеломленного лорда, он вырвал у него из руки меч и принялся раздирать его доспехи голыми руками. Мальчик сбил лорда Дейса с ног и колотил его до тех пор, пока тот не запросил пощады.
Отважный боец и его семья были восстановлены на службе у лорда Дейса, и честность покойного отца мальчика больше не подвергалась сомнению. Предки вынесли приговор, и никто не оспорил их слова.
--Рассказано Хранителем Вортагом.
Если Страж - гномМы — Дети Камня. Он поддерживает нас, оберегает, отдает нам самые драгоценные дары земли. Достойные после смерти возвращаются в объятия Камня и становятся Предками. Недостойным суждено изгнание, и не знать им покоя, дабы слабость их не коснулась Камня.
Так было и есть с тех пор, как мы помним себя. Мы живем волей Камня, нас ведут и направляют Предки, которые говорят голосом Испытаний. Память о Предках навечно запечатлели в лириуме Хранители.
Мы не принимаем, как дикие эльфы, пустых обещаний небесного рая, не ищем милости отсутствующих богов. Вместо этого мы следуем за нашими Совершенными — величайшими предками, воинами, мастерами, владыками, примерами жизни, отданной на служение собратьям-гномам. Совершенные соединились с Камнем еще при жизни и теперь стоят на страже у наших врат, пробуждая смирение в чужаках, которым выпала честь посетить наш город. Мы знаем, что нет более великой славы, нет лучшей награды за выдающуюся жизнь.
--Рассказано Хранителем Чибором.
Любое другое происхождениеПеснь Света почти никогда не звучит в чертогах Орзаммара. В этом нет ничего удивительного, потому что, в отличие от эльфов, которые были в буквальном смысле брошены своими богами, или тевинтерцев, которые обожествляли драконов, гномы вовсе не имеют богов.
Орзаммару чуждо даже понятие веры в Бога. Вместо этого гномы почитают "Камень" — так они называют саму землю. Это довольно практично для народа, живущего под землей, хотя и в некотором роде приземленно.
За наставлением в делах духовных гномы обращаются к своим предкам. Эти предки, которые, как говорят гномы, вернулись в Камень, сообщают свою волю живым посредством жестоких поединков, называемых Испытаниями. Совокупную мудрость предков собирают Хранители, которые, судя по всему, умеют создавать записи в лириуме.
Вровень с предками, выше даже королей, стоят Совершенные — гномы, достигшие такого величия, что поднялись почти до уровня божеств. Это их изображают огромные статуи, подпирающие свод чертога, из которого начинается путь наверх. Прибывающие в Орзаммар чужеземцы видят эти статуи в первую очередь.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
9:13 Дракона — близится Мор, хотя пройдут годы, прежде чем его объявят наверху. Однако Хроникам ведомы все его признаки. Легион потерял Бонаммар, хотя, говоря по чести, эта твердыня была потеряна для живых еще много лет назад. Порождения рыщут вольно, и в таких количествах, которых не знали даже Хроники. Скоро они хлынут безудержной волной. Мы укрепимся и продолжим бой. Так было всегда и так будет. До тех пор, пока мы не падем, и тогда верхний мир будет гадать, что же переменилось.
--Из главы 49 "Сталата Негат:
Камень освобожденный: комментарий к Свитку Лет",
написано летописцем Эрденом.
7:0 Бури — В недрах продолжается война, и мы потеряли пограничные тейги. Орзаммар укрепляется и держится, но не отбивает потерянных территорий, и они становятся мертвой землей, на которой множатся порождения тьмы. Был прилив, но наверх орда не прорвалась, потому что с ней не было архидемона. Мор не был объявлен, не прозвучал тревожный клич. Стражи пребывали в покое.
После многих столетий непрерывных стычек стало ясно, к чему идет дело. Первая, веками не признанная линяя обороны слабеет.
--Из главы 40 "Сталата Негат:
Камень освобожденный: комментарий к Свитку Лет",
написано Хранителем Эрденом.
5:12 Возвышенной — наверху объявляют четвертый Мор, но для Камня это число ничего не значит. В недрах земли все происходит наоборот:наш Мор бушует в годы, когда наверху его нет. Семь поколений отступления и тьмы. Благодаря нашим Предкам верхние королевства не знают, как выглядят порождения тьмы, и даже старейшие их жители не слыхали рассказа о Море из первых рук. Они убеждены, что Мор можно победить, собрав в одном месте союзные войска. Рано или поздно они проиграют, когда погибнем мы.
Порождения подступают безудержной волной. Мы укрепляемся и продолжаем бой, хотя все чаще нас одолевают сомнения.
--Из главы 27 "Сталата Негат:
Камень освобожденный: комментарий к Свитку Лет",
написано Хранителем Эрденом.
3:10 Башен — они зовут это Мором, третьим по их счету. Для наших предков это был просто "бой", который продолжается, даже когда изменяются его условия. Орды, давящие на их границы, вырвались и безудержной рекой хлынули наверх. Они приобретают силу и продолжают бой. Не в их обычаях давать врагу передышку.
3:25 Башен — верхние королевства провозгласили победу. Орда сокрушена, натиск остановлен, и люди празднуют, вознося благодарность небесам и своему Создателю. Под ногами у них недоступные людскому взору порождения тьмы отступают к порогам наших тейгов. Поперек старых линий фронта проходят новые. Порождения обживаются на новом месте и начинают размножаться, как было, по словам Хроник, дважды до того и еще неведомо сколько раз во тьме перед первым Мором.
--Из глав 14 и 17 "Сталата Негат:
Камень освобожденный: комментарий к Свитку Лет",
написано Хранителем Эрденом.
Хроники повествуют, что некогда наше королевство простиралось далеко в недрах гор, а наши тейги невозможно было сосчитать. Столицей был тогда Кэл Шарок, где обитали все знатные дома, а Орзаммар служил пристанищем кастам шахтеров и кузнецов.
Все изменилось во времена Тевинтерской империи. Совершенный Гарал переместил верховную власть в Орзаммар, дабы лучше надзирать за едва начавшейся торговлей с верхним миром. Казалось тогда, что наш народ вступает в новую эпоху процветания.
Хроники не дают объяснений, откуда взялись порождения тьмы — только вопросы. Вначале то были лишь смутные слухи, неявный шум на Глубинных тропах, пропадавшие иногда путники. Каста воинов отправила своих солдат патрулировать дорогу, и на этом, казалось, дело было улажено. Мы и не знали, что пока мы разыскивали порождений тьмы, те были заняты собственными поисками.
Глубоко в недрах самого Камня покоился спящий архидемон. Порождения тьмы нашли его, пробудили — и начался Мор.
Тогда твари стали сочиться с Глубинных троп, словно клубы дыма, и каста воинов всеми силами старалась сдержать их натиск. В том первом Море было потеряно великое множество тейгов. Однако же, как всегда происходило во дни наших жесточайших бед, среди нас явился Совершенный. Совершенный Эдукан возглавил оборону Орзаммара — и черную орду отбросили от города.
Увы, победа досталась дорогой ценой. Чтобы преградить путь порождениям тьмы, пришлось запечатать почти все Глубинные тропы, навсегда отрезав тейги и даже целые города.
--"Орзаммар как королевство ",
рассказано Хранителем Сцибором.
Мы проигрывали войну с порождениями тьмы. Медленно. Теряя по паре солдат за раз, но все равно теряя. Каста воинов с каждым поколением сокращалась, потому что все больше сильных мужчин гибли во цвете лет, не оставив потомства. С каждым поколением нам приходилось запечатывать все новые Глубинные тропы, с каждым поколением мы теряли все новые тейги. Короли Орзаммара взирали на это и гадали, долго ли еще ждать того черного дня, когда от нашего народа не останется ничего, кроме Хроник.
И тогда из касты кузнецов поднялся Совершенный Каридин, который предложил новое оружие: големов. Гигантских воинов из живого камня и металла, каждый из которых стоил целой армии. С големами Совершенного мы начали отвоевывать потерянные ранее земли. Одно время казалось, что окончательная победа близка.
Однако в самый разгар войны Совершенный Каридин исчез, а с ним пропали и средства для изготовления големов. Несколько раз экспедиции отправлялись на Глубинные тропы, чтобы отыскать Совершенного, но ничего и никого не нашли. Со временем големы, которые у нас еще оставались, пришли в совершенно негодное состояние, и мы снова начали медленно сползать к полному вымиранию.
--"Орзаммар как королевство ",
рассказано Хранителем Сцибором.
Будучи крайней точкой вторжения древней империи Тевинтер в врвварские земли юго-востока, крепость Остагар была когда-то одним из наиважнейших оборонительных сооружений к югу от Недремлющего моря. Стоя на краю Диких земель Коркари, Остагар отслеживал малейшие признаки вторжения варваров, которые в наши дни известны как хасинды. Оседлав узкий перевал в горах, крепость стала надежной преградой на пути к изобильныи низинам севера, а выгодная для обороны позиция сделала ее практически недоступной для варварских ударов.
Подобно большинству имперских укреплений на юге, Остагар был заброшен после распада Тевинтера во время первого Мора. Крепость основательно разграбили хасинды, а когда с образованием современного государства Ферелден хасиндская угроза ослабела, Остагар и вовсе пришел в упадок.
Четыре столетия в нем не было никакого гарнизона, хотя почти все его стены еще целы, равно как и башня Ишала, названная в честь великого архонта, который велел ее построить. Остагар остается свидетельством магической силы империи, которая его создала
--Из сборника"Ферелден: Фольклор и История",
составленного сестрой Петриной, церковной ученой.
В 30-м году века Стали на побережье Пар Воллена, что на дальнем севере, увидели первые корабли кунари, и так началась новая эра военного искусства.
История назвала это событие первой войной с кунари, хотя на самом деле то была кровавая односторонняя резня. Воины кунари в сверкающих стальных доспехах легко прорубали себе дорогу в рядах противника и продвигались далеко вглубь материка. Их пушки, подобных которым не видали наши предки, за считанные минуты разбивали стены городов в щебень.
Об оккупации кунари рассказывают разное. Говорят, они разлучали семьи и отправляли пленных в "учебные лагеря", дабы обратить их в свою веру. Сопротивлявшиеся навсегда исчезали в шахтах или строительных лагерях.
Однако на каждый рассказ о злоключениях приходится рассказ о просветлении, полученном через некий "Кун". Это либо свод философских воззрений, либо кодекс, который регулирует все стороны жизни кунари, а, возможно, то и другое. Один обращенный сегеронец утверждал, что испытывает жалость к отказавшимся принять Кун, как если бы завоеватели привели его к некоему откровению. "Всю свою жизнь, — писал он, — я следовал путем Создателя, куда бы он ни вел, но только Кун научил меня идти собственным путем".
Говорят, самый надежный способ уничтожить народ — не мечами, а книгами. По счастью, мир, привыкший противостоять Мору, не склонился перед чужеземными завоевателями. Так начались Священные Походы.
Главной силой войск, возглавленный Церковью, был Круг Магов. При всей развитой технологии кунари, как выяснилось, люто ненавидели магию . Столкнувшись с пушками, Церковь ответила молниями и огненными шарами.
Кунарийские армии были попросту задавлены численно превосходящим противником. При Марнус Пелл с двух сторон было столько погибших, что, говорят, Завеса в том месте непоправимо разорвалась, и до сих пор в развалинах бродят орды неупокоенных мертвецов. Однако с каждым годом Церковь продвигалась все дальше и дальше в земли, захваченные кунари, хотя обращенных в учение Кун оказалось нелегко вернуть в лоно Андрасте.
К концу века Бурь кунари наконец были отброшены. Единственным краем, который после освобождения сохранил верность учению кунари, был Ривейн, и его правители попытались выторговать себе мир. Большинство стран людей — исключая Тевинтерскую империю — подписало Лломеринское соглашение. Этот шаткий мир сохраняется до сих пор.
--Из книги "Священные Походы: Исследование войн Церкви",
написано сестрой Петриной, ученой Церкви.
Всякий, кто заберется слишком далеко на север, рано или поздно встретится с кунари — беловолосыми и бронзовокожими гигантами на голову выше обычного человека, пугающе хладнокровными и с затаенным огнем в глазах.
Долгое время считалось, что все кунари мужского пола или что их женщин невозможно отличить от мужчин. Только в Благословенный век дипломатам из Ривейна было дозволено нанести недолгий визит в Пар Воллен, где они узнали правду. Оказалось, женщин у кунари немало и их легко отличить от мужчин. Ривейнцы утверждают, что кунари обращаются с ними по-доброму или, по крайней мере, без лишней жестокости, хотя мне не случалось наблюдать кунари достаточно близко, чтобы оценить особенности их нрава.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Вот знаменитое изречение короля Каленхада Тейрина: "Судьба Редклифа – это судьба всего Ферелдена". И действительно, этот замок – первый и последний оплот на сухопутном пути в Ферелден, и все, кто когда–нибудь вторгался в страну, вынуждены были сперва взять Редклиф.
Этот замок (именуемый "неприступным", хотя его брали штурмом три раза) охраняет также один из крупнейших и богатейших ферелденских поселений. Деревня Редклиф удачно расположена возле горного перевала, ведущего в Орзаммар, и орлесианской границы, а потому стала центром международной торговли. По этим причинам Редклиф считается эрлингом, несмотря на скромные размеры владения.
Население Редклифа состоит преимущественно из рыбаков и торговцев, перевозящих гномьи товары через перевал из Орлея в Денерим. Когда в конце осени по утрам вся деревушка пахнет копченой рыбой, торговцы в своей утонченности усиленно делают вид, что не замечают этого.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Нигде больше в своих путешествиях, даже в самом сердце Империи и в гротах Орзаммара, не чувствовал я себя таким чужаком, как в Ривейне.
Ушей здешнего народа Песнь Света так и не достигла. Долгие годы они провели под влиянием кунари, из–за чего большая часть населения страны превратилась в ярых приверженцев Куна. Но неприятие Песни – это следствие не только войны с кунари. Ривейнцы не хотят расставаться со своими провидицами, которые по сути своей – маги, общающиеся с духами и позволяющие им в себя вселяться. Церковный запрет подобных магических ритуалов идет вразрез с тысячелетней традицией.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Ныне Империя подобна постаревшей, опустившейся даме, что присела на севере Тедаса и, подвыпив, проклинает всех и вся за свою утраченную красоту.
Оказавшись в Минратоусе, внимательный наблюдатель заметит, что некогда это был центр всего цивилизованного мира. Следы его былого расцвета еще не канули в прошлое. Но все глубже и глубже они утопают в грязи и мусоре, который в эпоху упадка Империи с годами только накапливается. Правящий класс, состоящий из магов, живет в красивых каменных башнях, в буквальном смысле слова возвышающихся над грязью, в которой живут рабы и крестьяне. Окраины Минратоуса захлестнула волна беженцев, изможденных бесконечной войной между Империей и кунари. И все же Империя держится. Благодаря мечу ли, магии ли, но Тевинтер остается силой, с которой приходится считаться. Минратоус осаждали люди, кунари, даже сама Андрасте, но взять его не удалось никому.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
У Империи длинные руки.
Некогда они дотянулись даже до Бресилианского леса – во времена, когда этой землей еще владели варварские племена Клейна. Тевинтерские магистры отвоевывали у них лес шаг за шагом, при необходимости пуская в ход самую ужасную магию. Магистр Хараш отправил в лес армию под руководством генерала Аларика, своего друга. Для него Хараш заказал набор прекраснейших доспехов, которые начинил лириумом и собственной магией крови. Доспехи он назвал "джаггернаутскими" в честь неодолимых каменных великанов, охраняющих врата Минратоуса. Доспехи помогли Аларику одержать множество побед в битвах с Клейном.
Поражение пришло не извне, а изнутри. Против Аларика восстали его собственные офицеры, позавидовавшие почету, каким тот пользовалсяоказался у магистров, и решившие забрать джаггернаутские доспехи себе. Но стоило кому–то из офицеров забрать доспехи, как остальные оборачивались уже против него. Очень скоро тевинтерский форпост превратился в гнездо междуусобицы. Последних трех офицеров убил приехавший туда магистр Хараш.
Но к форпосту уже приближались войска Клейна. Вождь варваров Клейна тоже желал заполучить знаменитые доспехи, и даже со всем своим могуществом Хараш не мог противостоять им всем. Вместо этого Хараш, используя остатки жизненной силы, призвал демонов в тела трех последних павших офицеров, равно как и в свое собственное. Эти ожившие покойники надежно спрятали фрагменты джаггернаутских доспехов, так что когда в форпост ворвались варвары, они не обнаружили там ни доспехов, ни войск.
Легенда о джаггернаутских доспехах жива до сих пор, и немало храбрецов отваживались отправиться в глубины Бресилианского леса на их поиски. Но никто так и не вернулся.
--Из сборника "Ферелден: Фольклор и История",
написано сестрой Петриной, ученой Церкви
С востока Тедас омывается океаном Амарантайн, с запада ограничен Тирашанским лесом и хребтом Охотничий Рог, с юга – снежной пустыней за Оркнейскими горами, а с севера – Донаркским лесом.
Слово "Тедас" тевинтерского происхождения. Изначально оно обозначало все земли, что граничат с Империей. По мере того как слабело иго Империи, Тедас все ширился и ширился, и в конце концов этим словом начали называть уже весь континент.
Северную часть Тедаса делят между собой Андерфелс, империя Тевинтер, Антива и Ривейн, а прибрежными островами владеют кунари. Центральный Тедас состоит из Вольной марки, Неварры и Орлея. На Юге расположился Ферелден.
Что лежит за снежной пустыней – загадка. Суровые температуры и бесплодные земли оттолкнули от тех мест даже самых бесстрашных картографов. Также никогда не исследовались западные пределы Андерфелса – даже самими андерами. Мы не знаем, есть ли за бескрайними степями еще горы или они простираются до безымянного океана.
Несомненно, должны быть и другие земли – континенты или острова – возможно, на другом берегу Амарантайна или к северу от Пар Воллена, поскольку кунари приплыли в Тедас из каких–то других земель. Но эта догадка – все, чем мы располагаем.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Старые времена канули в прошлое. С каждым поколением эльфы все больше и больше забывают старое наречие, все дальше и дальше отходят от традиций. А все то немногое, что еще сохранилось от нашей культуры, превратилось просто в привычку, в ритуальные действия, смысла которых никто не помнит.
Так получилось и с венадалем, народным древом. Говорят, оно растет в каждом эльфинаже. Или когда–то росло. Когда я была еще маленькой девочкой, мать рассказала мне, что древо – символ Арлатана. И это все, что она знала. В наши времена венадаль держат просто из привычки. Во многих городах он увял, и эльфы порубили его на дрова. Что ж, невелика потеря.
--Саретия, старейшина хайеверского эльфинажа.
Первый Мор свирепствовал уже девяносто лет. Мир погрузился в хаос. Восстал один из Старых богов, порочный и полный скверны. Другие боги молчали. Летописи гласят, что времена те были полны отчаяния, ибо все – от величайших архонтов до ничтожнейших рабов – были уверены, что мир движется к своему концу.
В это нелегкое время в покинутом Андерфелсе, в Вейсхауптской крепости, произошла историческая встреча. В ее стенах собрались солдаты Империи, испытанные герои, не видавшие в своей жизни ничего кроме безнадежной войны. Когда они покинули стены крепости, их присяга Империи была забыта. Они больше не были солдатами. Они были Серыми Стражами.
Стражи решительно выступили против Мора. Они наступали на орды порождений тьмы и отвоевывали земли, считавшиеся навсегда потерянными. До конца Мора было еще очень далеко, но победы Стражей были замечены, и от каждой страны Тедаса они получили помощь.
Слава Стражей росла, в орден вливались новые силы. Наконец, в 992 году по тевинтерскому летоисчислению, в Долине Безмолвия, они встретились в бою с архидемоном Думатом. В битве пала треть всех армий Северного Тедаса, но пал и Думат. Порождения тьмы бежали под землю.
Но и это был еще не конец.
Империя некогда поклонялась семи богам: Думату, Зазикелю, Тоту, Андоралу, Разикелю, Лусакану и Уртемиелю. И четверо из них восставали в роли архидемонов. Веками Серые Стражи несли свою вахту, зная, что мир зыбок и что их бой не закончится до тех пор, пока не уйдет в небытие последний из богов–драконов.
--Из сборника "Ферелден: Фольклор и История",
написано сестрой Петриной, ученой Церкви.
Говорят, что в середине Черного века, когда Ферелден наводняли оборотни и крестьяне прятались за запертыми дверьми, а у ворот сажали собак, один могущественный эрл народа Аламарри взял и заявил, что положит конец угрозе. Его эрлинг располагался на краю темного леса, на южной границе Ферелденской долины. Именно из этого леса, по его словам, и устраивали оборотни свои полночные набеги на человеческие поселения.
За двадцать лет, что эрл водил по лесу свою армию из воинов и гончих, он убил не только всех до последнего волков, но и всех людей из племени Хасинд, что имели несчастье ему повстречаться. Все они, говорил эрл, могут таить внутри демона и обращаться в оборотня. Двадцать лет лес стонал от боли, а в реки стекала кровь.
Легенда гласит, что однажды одна старая хасиндская женщина нашла сыновей мертвыми, и в телах их были оставлены клинки людей эрла. Выдернув один из этих клинков, она вонзила его себе в грудь, прокляв при этом имя эрла. Едва лишь ее кровь пролилась на землю, как лес окутал туман. Он все ширился и ширился, пока не укрыл собой всю чащу. Армия эрла сбилась с пути и, скорее всего, погибла от голода. Некоторые утверждают, что они бродят там до сих пор. Руины эрлинга стоят и по сей деь, полные призраков женщин, которые ждут, когда же вернутся из похода их мужья.
Дикие земли Коркари – поистине легендарный лес. Говорят, что сколько теней есть в этом великом южном лесу, столько и легенд сложено о нем. Племя хасиндов обитает там с тех самых пор, как на юг пришли люди. Сколь бы далеко ни заходили путники на юг, конца Диким землям не видно. За туманами лежат снежные поля, возвышаются белые шапки гор, разливаются ледники. Там слишком холодно для людей. Хотя хасиндам удается выжить и в этих суровых краях. Они рассказывают о таких ужасах, лежащих за Дикими землями, которых долинным народам вовек не понять.
Для большинства людей Дикие земли Коркари – это край Ферелдена и край света. За ними ничего нет. А в самих Диких землях есть лишь деревья-великаны, сырые болота да опасные чудовища. Что тут еще можно сказать?
--Из книги "Неизученные земли",
Написано Матерью Айлис, церковная ученая,
9:18 века Дракона.
Если Страж - Гном.Наземники утверждают, будто бы первые порождения тьмы свалились с небес. Они пересказывают истории о магии и грехе. Но детям Камня виднее. Порождения тьмы поднялись из земли, ибо появились они впервые не где–нибудь, а на Глубинных тропах. Создания, похожие на нас, в броне и при оружии, но с умом как у тезпадама, дикие и жестокие.
Сперва их было немного. Наши воины легко их находили и истребляли. Но в укромных уголках Глубинных троп они размножались и набирались храбрости. Они начали нападать на наши дальние тейги, и теперь на бой с ними отправлялись уже не отряды, а целые армии. Победы, тем не менее, доставались без большого труда, и мы думали, что с угрозой скоро будет покончено.
Но мы ошибались.
--Рассказано Хранителем Сцибором.
Любое другое происхождение.Те, кто хотели занять
Силою Небо, разрушили его.
Что было златым и святым, стало черным.
Некогда маги земли,
Светила эпохи своей,
Облик оставив людской, тварями стали.
Погребальные песни 12:1.
Грех был той повитухой, что помогла появиться на свет порождениям тьмы. Магистры были свержены из Златого града, и их судьба легла бременем на весь наш мир. Ибо они были не одни.
Никто не знает, откуда явились порождения тьмы. Темная пародия на людей, они размножились во мраке подземелий, подобно саранче. Во время набегов они часто брали пленных и уволакивали их с собой под землю на Глубинные тропы. Скорее всего они их там поедали. Вероятно, порождениям тьмы, как паукам, надо, чтобы пища была живой. Быть может, они родились из самой тьмы. Как мы знаем, злу не надо стараться, чтобы увековечить себя.
Последний Мор случился в век Башен и ударил по центральной области Тевинтера, распространившись также на юг, в Орлей, и на восток, в Вольную марку. Чума достигла и Ферелдена, но иссыхание земли остановилось прямо у наших границ. Здесь порождения тьмы всегда были скорее предметом легенд. В северных же землях, особенно в Тевинтере и Андерфелсе, порождения тьмы, по слухам, постоянно показываются и в сельской местности, нападая на крестьянские угодья и отдаленные деревни.
--Из сборника "Ферелден: Фольклор и История",
написано сестрой Петриной, ученой Церкви.
Дорогая Аника!
Я бы не беспокоился насчет Совета: пусть знать дерет друг другу бороды и меряется тейгами. Пока они спорят, они не будут паниковать да и хлопот меньше доставят. Война – дело воинов.
Я бы сказал, что враг сменил стратегию, но в том–то и дело, что раньше у них не было никакой стратегии, кроме как сносить все на своем пути. За несколько недель нам показалось, что их численность сокращается. Мы уже начали думать, что скоро всех их истребим. Давно мы так не ошибались. Только сегодня мы наткнулись на их основные силы. Словами этого не описать, Аника. Еще никогда я не видел столько порождений сразу. Их было бессчетное количество, и над всеми возвышалась тварь размером с орзаммарский дворец и дышала огнем. Какой–нибудь их Совершенный – не иначе. Уж очень много почтения ему выказывали.
Они уходили. Шли прямо к шахте, ведущей на поверхность. Но раз увидев их, я сразу понял, что, пожрав все наверху, они непременно вернутся.
--Из Писем Совершенного Эдукана.